Strict Standards: Declaration of JCacheControllerView::get() should be compatible with JCacheController::get($id, $group = NULL) in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/libraries/joomla/cache/controller/view.php on line 137
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36
Формирование этических представлений - часть нравственного воспитания дошкольников
- Подробности
- Родительская категория: Методический кабинет
- Категория: Психолог
- Опубликовано 16.06.2013 15:28
- Автор: Татьяна Владимировна Рабенко
Формирование этических представлений - часть нравственного воспитания дошкольников
Одной из важных сторон общего развития дошкольника является его нравственное воспитание. Наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, который требует больших усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения служит примером для детей как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Педагог или родитель помогают ребенку увидеть и выделить нравственную сторону явлений. Степень развития нравственного сознания ребенка позволяет совершить тот, или иной нравственный поступок, который в свою очередь, зависит еще и от опыта отношений с окружающими и опыта собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности.
В жизни дошкольника каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности, которые определяют специфику нравственного развития.
Для детей младшего дошкольного возраста основными путями решения задач нравственного воспитания является:
- накопление опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- воспитание отрицательного отношения к грубости, жадности;
- формирование умения спокойно вести себя в помещении и на улице;
- обучение детей вежливому обращению друг к другу, к воспитателям, родителям;
- постепенное формирование образа Я, помощь детям в осознании себя.
Для детей среднего дошкольного возраста очень важно:
- формирование личного отношения ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм (несогласие с действиями или одобрение действий);
- дальнейшее формирование образа Я ( помощь ребенку в убеждении, что он хороший)
- воспитание скромности, отзывчивости, желания быть справедливым.
Для детей старшего и подготовительного возраста необходимо
- воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к окружающим,
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
- воспитывать такие качества, как отзывчивость, скромность,
- формировать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, умение выполнять установленные нормы поведения.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить их понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека. В доступной форме раскрыть их.
Этикет – это условный язык, с помощью которого многое можно понять о человеке. По тому, как человек входит в комнату, как здоровается, как садится, какие слова говорит первыми, как держит руки, судят о уровне его культуры, о его нравственных и интеллектуальных достоинствах.
Дети усваивают правила поведения, когда начинают пользоваться ими в быту, игре, другой деятельности. Понимание смысла этих правил помогает детям сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е самоконтролю и самокритике.
Одним из методов формирования этических представлений дошкольников, являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Главными задачами беседы являются:
- обучение детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий;
- развитие представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
- накопление и обобщение детьми эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
Чтобы добиться положительного отношения детей к беседе, нужно ставить понятные и практически важные для них вопросы, связанные с их повседневным опытом. Материал нужно подавать в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью можно использовать примеры из жизни, художественные образы. Нужно поощрять активность детей, их стремление принять участие в беседе. Активность детей – существенный фактор при оценке эффективности беседы. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека, мир человеческих отношений, которые проверяются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.
В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те, или иные формы поведения, отрицательная - тормозит нежелательные поступки. Способность дошкольников подражать рождает стремление следовать тому, что одобряется и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.
Другим методом формирования этических представлений детей дошкольного периода может стать игровая деятельность. Воспитатель или родитель создает условия для формирования взаимоотношений детей на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т.д.
В деятельности возникают ситуации (иногда они создаются взрослым специально, целенаправленно), которые позволяют поддержать положительные проявления детей, формулировать правила поведения. В игре ребенок гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневной жизни.
Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Ребенок, подражая взрослым, может качать куклу, обнимать, лечить, кормить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог. Положительная оценка взрослого подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносится в повседневную жизнь. Взаимодействие детей в игре - это ступень к дальнейшему развитию коллективного общения, формированию опыта игровых умений.
Для игры дети нередко самостоятельно объединяются в микро-группы на основе симпатии, которая постепенно перерастает в дружеские отношения. Можно использовать симпатии детей для формирования благожелательных отношений в группе, помочь детям увидеть в своих сверстниках привлекательные черты, научить положительно оценивать добрые поступки, оказывать внимание и помощь друг другу. Это легче сделать на примере детей, симпатизирующих друг другу, одобряя их дружную игру, взаимопомощь.
Игра – одно из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчинятся общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.
Нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.
Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, формирует зачатки нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя, нравственности, свободной от внешнего контроля, нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.
И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст ]. – М.: Просвещение, 1968. – 204с.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.: ил.
- Каиров И.А., БогдановаО.С. Азбука нравственного воспитания. [Текст]. – М.: Просвещение, 2000. - 96с.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. [Текст]. - Киев:
1971. – 106с.
5. Маркова Т.А. Воспитание школьников в семье. [Текст]. - М.: Просвещение,1979.
6. Субботский Е.М. Как рождается личность. Некоторые психологические аспекты
формирования личности ребенка. [Текст]. – М.: Просвещение, 2003. – 96с.
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36