Strict Standards: Declaration of JCacheControllerView::get() should be compatible with JCacheController::get($id, $group = NULL) in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/libraries/joomla/cache/controller/view.php on line 137
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36
«Причины отклонений в поведении детей и подростков»
- Подробности
- Опубликовано 20.12.2014 17:24
- Автор: Лариса Анатольевна Смольникова
- Просмотров: 2666
«Причины отклонений в поведении детей и подростков»
Поиски причин, определяющих отклонение в поведении каждого конкретного трудновоспитуемого и педагогически запущенного подростка, возможно организовать для каждого педагога в том случае, если он будет достаточно хорошо знать всю историю решения этой проблемы.
Для педагога важно также учитывать все взгляды, исторически сложившиеся, относительно понимания условий и обстоятельств, порождающих асоциальное поведение детей и несовершеннолетних.
Термин «социальное отклонение» означает поведение, не соответствующее общепринятым нормам.
Социальные отклонения:
- Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляции, мошенничество и др.);
- Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);
- Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Таким образом, социальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных, нравственных ориентаций и представлений.
Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение – эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение – вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности);
- девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
- предпреступное поведение – несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;
- противоправное или преступное поведение – представляющее собой различные правонарушения и преступления.
Однако нам приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении:
- отклонения от нормы в состоянии здоровья;
- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
- ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ребенка; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);
- ошибки семейного воспитания; отсутствие у родителей элементарных знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.
В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;
- организация педагогические влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Наша работа с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно , а которым трудно и в каждом конкретном случае к подростку, ребенку необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36