Strict Standards: Declaration of JCacheControllerView::get() should be compatible with JCacheController::get($id, $group = NULL) in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/libraries/joomla/cache/controller/view.php on line 137
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36
Работа с родителями в рамках курса ОРКСЭ
- Подробности
- Родительская категория: Методический кабинет
- Категория: Начальная школа
- Опубликовано 06.06.2013 12:19
- Автор: Юлия Викторовна Яценко
- Просмотров: 3804
Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
•создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
•активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
•углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ, А НЕ ШКОЛЫ
Именно при осуществлении нашего эксперимента школа, наконец, перестанет быть антиконституционным институтом. На сегодняшний день школа – это антиконституционный институт, потому что 13-я статья Конституции РФ ясно говорит о запрете на установление любой идеологии в качестве обязательной.
Но школа никак этого не может расслышать, и в образовании до сих пор идеология воинствующего сциентизма оказывается единственно допустимой.
Сциентизм – это частный случай европоцентризма, т.е представления о том, что единственный «нормальный» путь развития - это путь развития Западной Европы, а единственно «нормальная культура» – это культура новоевропейских университетов. И хотя сами европейские университеты давно уже отказались от европоцентризма и сциентизма, наша школа оказалась феноменально консервативна. Она по-прежнему верна заветам XIX века.
Появление нашего курса означает, что плюрализм, который приветствуется либеральной идеологией во всех областях, войдет и в школу.
Наш проект означает, что школа открывает свои двери для народной культуры (не культуры матрешек и развлечений, а культуры действительно народной и серьезной.
Через наш проект в нашу школу входят азы демократии. Наш проект означает, что расширяется пространство родительской свободы. Теперь родители могут сказать школе: если вы таки воспитываете наших детей, то делайте это в соответствии с нашей семейной традицией, с теми представлениями о добре и зле, которые есть у нас, а не у правящей партии.
Теперь каждая семья получает право сделать заказ школе: пусть обычная школа на соседней улице (а не платная или национальная гимназия) продолжит работу с моим ребенком - но на основании тех ценностей, которые дороги именно для меня.
Да, воспитание – это, прежде всего, семейное дело. Но семья имеет право попросить школу ей помочь.
Законы математики одинаковы для всех людей. Но убеждения и пути воспитания у людей разнятся. Поэтому школа должна гибко реагировать на различные просьбы разно-верующих родителей.
Не заставляйте ребенка отвечать на вопрос кого он любит больше - маму или завуча. Пусть завуч говорит моему ребенку то же, что я ему говорю дома. А соседскому ребенку пусть тот же самый завуч говорит то, что дорого и значимо в традиции моих соседей. И хотя у моих соседей другая духовная традиция, у них точно такое же право сделать свой воспитательный заказ этой же общей нашей школе. Просто сама школа должна стать разноязыкой.
Вот поэтому и есть шесть модулей:
- основы православной культуры
- основы иудейской культуры
- основы исламской культуры
- основы буддисткой культуры
- светская этика
- основы мировых религиозных культур.
Принципиально важно соблюсти право родителей на свободный и осознанный выбор того или другого модуля.
Ленинский принцип «демократического централизма» тут не работает. Меньшинство не обязано подчиняться большинству. Есть дивные строки у Владимира Солоухина: «Разглядывать каждого, а не поле; выращивать каждого, а не луг!» (стихотворение «Кактусы», посвященное Андрею Вознесенскому). Судьба одного ребенка стоит того, чтобы даже ради него одного вести отдельные занятия.
Субъектом выбора являются родители и только родители, но не школа и не класс. Не может директор сказать матери: «Наша школа уже выбрала…».
Скачать этот материал вместе с презентацией.
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 38
Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 39
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getPath() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/plugins/content/phocagalleryslideshow/phocagalleryslideshow.php on line 40
Deprecated: Non-static method PhocaGalleryPath::getInstance() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/sosnovka4/sosnovka.org.ru/docs/administrator/components/com_phocagallery/libraries/phocagallery/path/path.php on line 36